Дворец дожей в Венеции

Топ достопримечательностей Венеции: дворец Дожей

Разве можно приехать в Венецию, и не посетить одну из ее главных достопримечательностей – несравненный палаццо Дукале, часто именуемый дворец Дожей. Италия свято хранит культовый государственный объект, и не жалеет средств на проведение его реконструкций. Монументальная архитектура, захватывающая история и сказочные интерьеры ожидают каждого гостя этой прославленной венецианской достопримечательности. Самую полную и интересную информацию о дворце Дожей в Венеции вы найдете в нашей статье.

Историческая справка

Дворец дожей

В прошлом Венецианская республика считалась процветающим государством. В ее владениях находились Ионические острова, Кипр и Крит, Истрия, Далмация, Иллирия (территория практически всей Югославии). Турки государству не угрожали, у арабов не было развитого флота. Венеция вела активную торговлю с восточными странами до самой Индии. Все Средиземное море принадлежало могущественной республике.

Правители Венецианского государства назывались дожи. Как и все правящие лица, республиканские монархи заседали в специальном здании — дворце, где проходили различные приемы, заседания и советы.

На заметку: граждане, претендовавшие на должность дожа, должны были иметь высокий статус в обществе, и происходить из знатной венецианской семьи.

Изначально на месте дворца находилась крепость, возведенная в 810 году. Оборонительное сооружение имело стены и башни, с 4 сторон его окружала вода. В 976 году крепость была сожжена недовольным народом и некоторыми представителями местной знати, которые восстали против правящего дожа П. Кандиади IV. На месте сгоревшей резиденции была возведена еще одна крепость, однако и ее постигла участь предшественницы – здание сгорело в 1106 году.

В XII веке в Венеции появился новый роскошный дворец. В то время необходимость в возведении крепостных стен и фортов отпала. Теперь защитой для дворца стало море, а вместо фортов республика располагала надежным боеспособным флотом. В связи с этим строители засыпали старый ров, и возвели первый дворец Дожей в Венеции.

То здание, которое мы можем видеть сегодня, было возведено в 1309-1424 годах. Самым первым создателем дворца правителей стал Филиппо Календарио, который работал вместе с архитекторами Энрико и Пьетро Базейо. Через 90 лет (в 1400-1404 годах) был построен фасад, выходящий на сторону лагуны, а в 1424 году закончен следующий фасад, «смотревший» на площадь св. Марка. Окончанием работ по возведению объекта занимались ломбардские, венецианские и флорентийские архитекторы. Весомая доля готической составляющей палаццо Дукале была выполнена венецианскими архитекторами — знаменитым семейством Бон, которые слыли первоклассными мастерами по обработке мрамора.

В 1577 году дворец Дожей сильно пострадал из-за разрушающего действия пламени. Во время восстановительных работ было принято решение воссоздать культовый объект в первоначальном виде (несмотря на то, что в XVI веке происходил расцвет ренессансной архитектуры). Доминирующим стилем постройки остался готический.

На заметку: пожар 1577 года не только повредил само здание дворца, но и уничтожил ценные шедевры венецианского художника Джорджоне.

Главная резиденция венецианских дожей – дворец на площади св. Марка, выполнял свои государственные функции вплоть до 1797 года. В конце XVIII века республику захватили французы. Наполеон и его войска оккупировали город, а уезжая, захватили с собой несколько ценных произведений искусства.

Сегодня палаццо Дукале выполняет функции основной городской достопримечательности и музейного заведения, где можно увидеть различные художественные экспонаты, элементы оружия, глобусы, карты и пр.

Архитектура дворца Дожей

Венецианская резиденция Дожей – это 3-этажный дворец, имеющий форму буквы «П», оснащенный 2 фасадами и построенный из розового, белого и серого мрамора. Названную достопримечательность сложно отнести к какому-то определенному архитектурному стилю, однако доминантом признан именно поздний готический стиль.

Первый этаж объекта представляет собой галерею, на которой расположены заостренные кверху арки, опирающиеся на колонны. Аркадная галерея выполняет немаловажную функцию, спасая посетителей дворца от нещадного венецианского солнца. Второй этаж – протяженный ряд более узких и высоких колонн. В его верхней части расположился ряд лож, декорированный замысловатым орнаментом с изображением тысячелистника. Последний, третий этаж – это стена, покрытая белым мрамором. Гладкая поверхность усеяна большими оконными проемами и маленькими окошками.

На заметку: верхняя массивная часть достопримечательности стоит на небольших ажурных арках. Зрителю, впервые увидевшему это зрелище, покажется, что дворец находится в перевернутом состоянии: сверху – фундамент, снизу – крыша.

Оба фасада дворца Дожей были отделаны мрамором в XV веке. В этот период венецианцы отказались от готических напевов, и решили «переоборудовать» резиденцию своих правителей в стиль гармоничного Ренессанса. На южном фасаде имеется трибуна дожа, представляющая собой красивый балкон, над которым стоит памятник Правосудия, являющегося детищем Алессандро Витториа. С этого балкона жители Венеции узнали о том, что город объединен с остальным Итальянским королевством.

По всему периметру стена объекта декорирована белыми зубцами, выполненными из мрамора. Дворец Дожей оснащен двумя основными входами:

  1. Бумажные ворота (или Порта дела Карта). Они считаются парадным входом во дворец. Создателями этого архитектурного шедевра являются Бартоломео и Джованни Бон. Бумажные ворота имеют форму арки с декоративными стрелами, верхняя часть которой декорирована готическими архитектурными элементами. На портале входа расположен дож Франческо Фоскари, перед ним находится крылатый лев, выше – статуя Правосудия.
  2. Пшеничные ворота (или Порта дела Фрументо). Этот вход расположен со стороны набережной. Именно с Пшеничных ворот начинается большая часть экскурсионных путешествий по дворцу.
Это тоже интересно:  Фонтан Баркачча

Внутренние помещения объекта

Попасть внутрь дворца можно по двум лестницам: Гигантов и Золотой. Лестница Гигантов приведет посетителей из внутреннего двора к крытой галерее на втором этаже. Она изготовлена из каррарского мрамора. В 1554 году на лестнице появились две большие скульптуры Нептуна и Марса, которые дали название всему объекту. Именно на лестнице Гигантов проходили основные мероприятия Венецианской Республики, в том числе венчание дожа.

Золотая лестница была спроектирована мастером Сансовинно специально для дожа Андреа Гритти. Окончанием строительства занимался Скарпаньино. Лестница украшена позолоченной лепниной. Пройтись по ней могли только знатные особы.

Во дворце Дожей имеется большое количество интересных залов. О них мы расскажем более подробно.

  1. Зал Большого Совета. В это огромное помещение можно попасть по Золотой лестнице. Комната Совета — самая большая не только палаццо Дукале и Венеции, но и всей Италии. Его высота равна 15 м, длина – 54 м, ширина – 25 м. Огромный зал занимает все южное крыло здания. Его окна выходят на живописный пейзаж городской лагуны. До пожара 1577 года его стена и потолки были украшены творениями Веронезе, Тициана, Тинторетто и других известных мастеров. Реконструкцией сгоревшего помещения занимался Антонио де Понти. Троны правителя республики и членов Малого Совета расположены у восточной стены зала. Над местами знатных особ красуется большая картина «Рай», созданная Якопо и Доменико Тинторетто (1590 год). Потолок Зала Совета украшен большой овальной картиной «Триумф Венеции», написанной Паоло Веронезе. Также на потолке расположено большое количество живописных картин, обрамленных тяжелыми узорами. Сегодня в Зале Совета можно увидеть портреты правящих венецианских дожей: всех, кроме Марино Фальеро. Его изображение представлено черным свитком, на котором написано: «Изображение Марино Фальеро, лишившегося жизни за измену».
  2. Зал Совета Десяти. Во время Венецианской республики это помещение служило местом для заседания трибунала, в функции которого входило рассмотрение политических дел, совершенных против государства. Во главе трибунала заседал правитель республики (дож), также к нему относились 10 членов Большого Совета и 6 дополнительных советников. В центральной части зала находится картина «Зевс поражает молнией пороки». Сегодня мы можем видеть лишь копию этого шедевра, а оригинал был изъят французами в 1797 году. С тех пор картина расположена в Париже, во всемирно известном Лувре. Над залом Совета Десяти располагались тюремные помещения, именуемые Пьомбы. В них можно попасть по специальной «секретной» лестнице. В свое время здесь находились в заключении Дж. Бруно и Джакомо Казанова. Камеры были оснащены свинцовым потолком, за что их прозвали «Свинцами» и «свинцовой кровлей». Стены коридоров и сегодня сохранили низкие и тесные отверстия, в которые с трудом может протиснуться подросток. Решетки и затворы были вывезены из дворца, однако о мрачном прошлом помещений напоминают остатки деревянных обшивок, которые были предназначены для впитывания влаги.
  3. Зал выборов. По-другому это помещение называют Зал судьбы, т.к. именно здесь проходило баллотирование знати, их осуждение и вынесение приговоров. Потолок Зала выборов декорирован позолотой и резьбой. Также на нем можно увидеть аллегоричные картины Падованино, которые обрамлены рамками в форме овалов, неправильных геометрических фигур — треугольников и квадратов.
  4. Зал Сената. В нем заседали члены Сената – второго по значимости венецианского государственного ордена. Сенаторы имели право носить одеяния пурпурного цвета. Так же, как и зал Большого Собрания, после пожара комнату Сената восстанавливал Антонио де Понти. Рисунок на потолке является творением Кристофора Сорте. Панно, расположенные в потолке Сорте, были написаны несколькими художниками, в числе которых был Тинторетто.
  5. Зал коллегии. Это помещение предназначалось для собраний Коллегии, в которую входили дож, старшины, Совет Десяти, 6 советников и Верховный Канцлер. Появление зала Коллегии датировано 1574 годом. Его обустройством занимался все тот же Антонио де Понти. Потолок помещения украшен позолотой и резьбой. Его создателем является Франческо Белло. На потолке размещено несколько аллегоричных картин Веронезе, самой примечательной из них является «Венеция на троне», расположенная над трибуной.
  6. Зал Скарлатти. Помещения предназначалось для сановников, которые ожидали правителя для проведения официальных государственных мероприятий. Отделка зала отличается впечатляющей роскошью. Большая часть оформления помещения является заслугой Пьетро Ломбардо. Потолок зала выполнен из дерева и был создан в начале XVI века. Также здесь находится геральдический знак дожа Агостино Барбариго, расположенный на изящном мраморном камне.
  7. Зал компаса. В прошлом названное помещение было передней зала Совета Десяти и «комнатой инквизиции», т.к. в нем осужденные ожидали вынесенный должностным лицом приговор. Также в зале компаса располагалась «львиная пасть» — место для сбора доносов и других народных сообщений. Потолок помещения имеет 3 больших овала и 12 четырехугольников, предназначенных для заполнения углов. На одном из овалов изображена картина «Триумф Венеции» работы Паоло Веронезе. Раньше на потолке размещалась картина «Св. Марк в окружении святых», но ее в 1797 году увезли французы и выставили в Лувре.
  8. Зал карт. Впечатляющее помещение, названное так в честь географических карт, которыми украшены все стены. Оформлением зала карт занимались Джованни Батиста Рамусио (XVI век), Джустино Меннескарди и Франческо Грисселини (XVIII век). Посередине комнаты расположено 2 глобуса большого размера, которые были созданы в XVII веке.
  9. Новая тюрьма (Карчери). Создателем этого помещения является Антонио де Понти. В новые казематы можно пройти из залов Управления уголовных дел и Управления Законов. Совершив прогулку по коридору, посетитель выйдет к знаменитому мосту Вздохов, под которым протекает Дворцовый канал. Мост имеет 2 коридора: нижний ведет на этаж портика здания, а верхний – к новым тюремным камерам. В одном из помещений Карчери добровольно переночевал сам Байрон. Он надеялся ощутить те эмоции, которые испытывают узники дворца Дожей.

На заметку: старые тюрьмы палаццо Дукале назывались Пьомби (о них мы уже рассказали), и Поцци (в переводе с итальянского – колодцы), которые находились на уровне воды канала Дворца. В них были заключены самые опасные преступники.

Режим работы палаццо Дукале

В венецианский дворец Дожей можно попасть в течение всего года, за исключением 25 декабря и 1 января. Время работы объекта зависит от сезона:

  • с апреля по октябрь (включительно) дворец открыт с 8:30 до 19:00. Туристов пускают внутрь до 18:00.
  • с ноября по март достопримечательность работает с 8:30 до 17:30. Попасть во внутренние помещения можно до 16:30.

Обратите внимание: с 10 утра до 14:00 во дворце начинается «час пик», когда большая часть посетителей стремится познакомиться с культовой венецианской достопримечательностью. Бывалые туристы планируют экскурсию по палаццо в утренние часы и во второй половине дня.

Стоимость входа во дворец Дожей

Сколько стоит посещение знаменитого палаццо Дукале в Венеции? Затраты на осмотр величественной постройки зависят от нескольких факторов. Отметим, что общепринятым ценником на билет для одного взрослого является 17 евро, но администрация дворца предлагает гостям немало выгодных предложений.

  • Для студенческих и школьных групп стоимость билетов будет равна 5,5 евро, если они планируют осмотр объекта в период с 1 сентября по 15 марта. Состав группы и время посещения необходимо согласовать с администрацией.
  • Дети 6-14 лет, люди старше 65 лет, студенты 15-25 лет, а также граждане, сопровождающие студенческие и детские экскурсионные группы имеют право приобрести билет за 10 евро.
  • Дети до 5 лет, инвалид и 1 сопровождающий могут посетить знаменитый дворец бесплатно. При оформлении группового заказа на экскурсию от 15 человек 1 из туристов может пройти внутрь бесплатно, но при условии внесения оговоренной суммы предоплаты заранее.
Это тоже интересно:  Палаццо Питти во Флоренции

Специальные предложения

  1. Каждому туристу предлагается экскурсионная программа с осмотром секретных мест дворца Дожей. За такое удовольствие придется отдать 20 евро (имея льготу, посетитель может рассчитывать на билет за 14 евро). Такая экскурсия проводится для групп от 2 до 15 человек.
  2. Любителям острых ощущений администрация дворца идет навстречу, и предлагает воспользоваться услугой «осмотр после закрытия». Фиксированной стоимости такого мероприятия нет, все детали экскурсии обговариваются заранее (а именно за 5 дней), при этом администрация учитывает пожелания посетителей и их количество.

На заметку: вы можете приобрести комплексный билет, в который входит посещение всех 4 музеев на площади св. Марка. Однако имейте в виду, что с таким билетом вы не сможете осмотреть секретные посещения палаццо Дукале.

Интересные факты

  1. На светлом фасаде дворца (который выходит на Пьяцетту) во втором ярусе можно увидеть две бардовых мраморных колонны. Красноватый оттенок был придан не случайно: именно здесь заключенным оглашались смертные приговоры.
  2. Практически в каждой части здания можно увидеть скульптуры крылатых львов с книгами. Они считаются символами покровителя Венеции св. Марка. Морды зверей, а также искаженные аллегорические лица, выполняли не только декоративную функцию. В отверстия архитектурных форм отправлялись доносы, которые рассматривал Совет Десяти. «Официальными документами» признавались те бумаги, которые имели подпись составителя, а также несколько подписей свидетелей.
  3. Золотая лестница, ведущая в парадные помещения дворца, была построена в 1538-1559 годах. До 1797 года этим путем могли воспользоваться только члены Большого Совета, имена которых были записаны в Золотой книге, хранящейся под лестницей.
  4. Почему парадный вход в палаццо имеет название «Бумажные ворота», доподлинно неизвестно до сих пор. Однако в обществе бытует несколько мнений. Например, что на эти ворота постоянно вешали объявления, что они расположены рядом с архивным зданием, а также благодаря писарям, которые помогали венецианцам составлять документы, прошения и жалобы.
  5. Зал выборов – особенное место дворца, в котором решалась судьба отдельных граждан, а также всей республики. В нем часто выносили приговоры, однако никому не разрешалось заходить в помещение вооруженным.
  6. В палаццо Дукале имелось несколько секретных помещений. К ним относились 3 тюрьмы (Поцци, Пьомбо и Карчери), зал Совета Трех, зал исполнения приговоров, зал пыток и пр.
  7. Соединяющий объект дворца и Новых тюрем – мост Вздохов, получил свое название не случайно. В стенах крытого моста имеются небольшие оконца, из которых осужденные могли в последний раз увидеть город и вздохнуть, сетуя на свою незавидную участь.

Посещение дворца Дожей является обязательным мероприятием для всех приехавших в Венецию туристов. Прогуливаясь по величественному зданию, вы узнаете об истории Венецианской республики, его государственном аппарате, а также насладитесь эстетической составляющей этого места.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*